Служба санитарных перевозок

Москва

+7(495)150-05-33

МосМедТранс

Служба Скорой

Медицинской Помощи

 

 Получите скидку 10% скидка 15

заказав перевозку на 18.08.2017  с 16.00 до 18.00

Социальное предпринимательство – это особый вид деятельности, находящийся на пересечении благотворительности и бизнеса. Он предполагает извлечение прибыли и ее реинвестирование в решение либо смягчение наиболее актуальных проблем в обществе. Доходы не распределяются между участниками хозяйствующих обществ, а вкладываются в такие сферы, как снижение безработицы, усиление защиты прав граждан, окружающей среды. Рассмотрим далее подробно, что собой представляет социально-ориентированное предпринимательство.

Общие сведения

Социальное предпринимательство – это сфера, в которой деятельность осуществляется независимо от внешнего финансирования. Вся работа ведется на основе проверенных бизнес-схем. В связи с чем нельзя говорить, что социальное предпринимательство – это такая форма самодеятельности. В этой сфере применяются не только проверенные временем, но и новые, научно обоснованные подходы к решению уже существующих и сравнительно недавно возникших проблем.

социальное предпринимательство

Миссия

Субъекты малого предпринимательства и социально-ориентированные организации могут работать в самых разных сферах. Они реализуют общественно-направленные программы в рамках основной деятельности. Это может быть здравоохранение, сельское хозяйство, обслуживание, образование и так далее. В настоящее время точного определения социального предпринимательства нет, поскольку оно затрагивает множество областей жизни человека и имеет огромное количество направлений и граней. Наиболее емко можно описать эту деятельность следующей фразой: "Зарабатывать, оказывая помощь другим". Социальное предпринимательство – это решение осязаемых и конкретных проблем общественной жизни, способствующее позитивным устойчивым изменениям. При этом следует подчеркнуть, что данная работа не является благотворительностью. Помощь оказывается по принципу "дать не рыбу, а удочку".

Историческая справка

иоанн кронштадтскийКак зародилось социально-ориентированное предпринимательство? В России еще в 19 столетии существовали так называемые дома трудолюбия. Их можно назвать примером отечественной комплексной рабочей помощи. Эти дома были основаны отцом Иоанном Сергиевым в Кронштадте. Его основной идеей стала мысль о том, что зачастую обычная благотворительность, милостыня развращает человека, лишая его стимула к труду. "Дома" представляли собой центры, в которых работа велась по трем направлениям сразу. Здесь занимались благотворительностью, учебно-воспитательной деятельностью и трудоустройством. В середине 19 в. в Великобритании возникли кооперативы. Они являлись источником финансирования общественных нужд населения.

Развитие социального предпринимательства

Стоит отметить, что рассматриваемое явление было замечено за рубежом намного раньше, чем в России. Существует несколько исследований, которые иллюстрируют разнообразие содержания и форм организации социального предпринимательства. Само понятие впервые было введено в 60-х гг. 20-го столетия в Великобритании. Тогда получили распространение тенденции общественной свободы. На этой волне вопросы общественного значения широко освещались англоязычными изданиями. Более устойчивое употребление понятия социального предпринимательства относится к 70-80-м годам. Этому способствовали несколько выдающихся личностей. Так, Грегори Диз указывал в одной из своих статей, что причина возникновения малого предпринимательства, социально-ориентированных некоммерческих организаций заключается в неэффективности работы отдельных общественных институтов. Здесь стоит отметить, что в передовых странах с довольно прогрессивными структурами рассматриваемая форма бизнеса более распространена. В этой связи для появления социального предпринимательства бывает достаточно появления субъективной оценки действующих институтов как неэффективных у отдельного члена общества.

Специфика

Очевидно, что проблемы социальной значимости присутствуют в любом обществе. Они обуславливаются невозможностью обеспечить удовлетворение нужд всех его членов. Субъект социального предпринимательства более требователен к соотношению между общественной справедливостью и эффективностью хозяйственной деятельности. В результате он решает вести самостоятельную борьбу с проблемой, являющейся для него определенным раздражителем. Это вовсе не означает, что существующие в стране общественные институты работают неэффективно. Напротив, они могут вполне соответствовать сложившимся условиям, отражать достигнутый политический компромисс. Сам субъект социального предпринимательства поднимает планку ответственности на более высокий уровень. Соответственно, он становится в определенной степени локомотивом эволюции понимания справедливости.

Особенности терминологии

Следует упомянуть, что некоторые люди имеют склонность излишне широко понимать суть социального предпринимательства и относить к нему любые некоммерческие предприятия. В своей работе Диз отмечает ряд важных обстоятельств. В первую очередь автор обращает внимание на то, что понятия "бизнес" и "предпринимательство" не тождественны. Диз описывает эволюцию последнего термина от Ж-Б. Сэя и Шумпетера. Они первыми указали на инновационный характер предпринимательства. Кроме этого, Диз упоминает П. Друкера и Г. Стивенсона. Они обратили внимание на тот факт, что истинным предпринимателем является субъект, обладающий складом ума, нацеленным на поиск возможностей. В такой интерпретации спектр возможных вариантов самовыражения не ограничивается открытием своего дела. Это обстоятельство позволяет использовать концепцию в решении общественно значимых задач. Диз предлагает рассматривать социального предпринимателя в качестве субъекта, имеющего особую миссию. При этом она должна быть основной и явной. Прибыль субъекты малого предпринимательства, социально-ориентированные некоммерческие организации воспринимают не как цель, а как средство для достижения нужного эффекта.

Признаки

Критерии, по которым определяются социально-ориентированные субъекты малого предпринимательства, выдвинуты Дизом с оговоркой на то, что их совокупность в определенной степени идеализирована и сложно достижима. Автор допускает частичное соответствие признакам. Такая "неполнота" не должна означать безусловного непризнания субъекта социальным предпринимателем. Диз предложил формулировку, в соответствии с которой предприятия выступают в качестве агентов перемен благодаря тому, что:

- Определяют собственную миссию так, чтобы она позволяла обеспечивать достижение и стабильное поддержание общественного эффекта.
- В состоянии распознавать и непрерывно использовать новые возможности для решения проблем.
- Включены в постоянный процесс адаптации, обучения, создания инноваций.
- Действуют решительно, не учитывая фактор ограниченности ресурсов, которыми располагают на настоящий момент.
- Проявляют большую ответственность за свою целевую аудиторию и достигнутые результаты.

Диз, как и прочие его коллеги, акцентирует внимание на необходимости наличия инновационного характера деятельности социального предпринимателя. При этом нужно понимать, что нововведения не всегда будут носить исключительно хозяйственный характер.

социальное предпринимательство

Государственная поддержка

В настоящее время на необходимость расширять социально-экономическое предпринимательство указывают многие чиновники. Это вполне объяснимо. Ведь эта сфера деятельности направлена на решение конкретных и наиболее актуальных общественных проблем. По инициативе Минэкономразвития началось формирование региональных центров инноваций. Целью этих институтов выступает привлечение предприятий к общественной работе, помощь в создании своего дела, реализации программ. Создаются различные образовательные проекты, в числе которых и адаптированные для людей с ограниченными возможностями, организуются круглые столы, конференции. Департамент промышленной политики, науки и предпринимательства Москвы выразил готовность поддержать приоритетные проекты.

Усиление заинтересованности

Социальный предприниматель готов работать на грани убытка и прибыли, действовать настолько долго, насколько ему позволяет желание разрешить проблему. Предприятие, функционирующее в обычном режиме, в случае возникновения потерь просто закрывается. Социальный предприниматель, в отличие от него, будет бороться до конца. Как показывает мировой опыт, подходы к ведению бизнеса со временем изменяются. Все больше экономических субъектов понимает, что нужно не только извлекать прибыль, но и решать социальные проблемы. В последнее время существенно увеличилось количество инвесторов, финансирующих компании, реализующие общественно-значимые проекты. Для этого создаются специальные инфраструктурные системы. Сегодня существуют агентства, биржи, которые формируют рейтинги и проводят отбор предприятий, осуществляющих социальное предпринимательство. Закон, регулирующий эту деятельность в России, на настоящее время отсутствует. Однако на министерском уровне утверждаются нормативные акты, регламентирующие те или иные направления работы таких компаний. Кроме этого, правовые документы принимаются и на региональном уровне.

дрейтон уильям ашокаУильям Дрейтон

Этот человек является создателем некоммерческой организации "Ашока". Дрейтон пришел в бизнес США с революционной этикой и идеологией. Он активно продвигал концепции по охране природы, которые не были популярными в период правления Рейгана. В настоящее время "Ашока" работает более чем в 60 странах мира, поддерживает более 1800 стипендиатов в сфере предпринимательства, социального управления. На момент основания (в 1980 г.) стартовый капитал предприятия был 50 тыс. долл. США. В 2006 году сумма увеличилась до 30 млн долл. "Ашока" оказывает консалтинговую и финансовую поддержку социальным предпринимателям, создает тематические сообщества, содействует формированию необходимой инфраструктуры для распространения инновационных продуктов.

Майкл Янг

Этот человек не только создавал социальные предприятия по всему миру. Майкл Янг всерьез занялся образовательными программами. Благодаря ему возникли Колледж предпринимательства (социального), Университет 3-го тысячелетия, Институт по изучению сообществ и многие другие учреждения. Один из профессоров Гарварда назвал Янга самым успешным бизнесменом в сфере общественных инициатив. Благодаря его деятельности реализовалось множество идей по защите потребителей. Янг выступал и писал книги. Основной мыслью его трудов была идея оценивать людей не только по образованности, заслугам, умственным способностям, роду деятельности, но и по уровню их честности, способности сочувствовать, проявлять доброту и щедрость.

Современные реалии

В настоящее время коммерческие компании активнее участвуют в социальных реформах. При этом общим у всех предприятий является стремление внедрять инновационные подходы в бизнесе. Отмечается возрастающий интерес к социальному предпринимательству со стороны академического сообщества. В Гарвардской бизнес-школе в 1989 г. был открыт специальный курс. Обучение шло непосредственно по программе социального предпринимательства. С того времени ведущие школы бизнеса Америки стали включать дополнительные курсы в свои учебные планы. В 2004 г. около четверти выпускников Стенфорда имели диплом специалистов социального предпринимательства. В начале 21 века было открыто несколько крупных компаний. Среди них:
- Банк "Гремин" (Бангладеш). Его основателем является Мухаммад Юнус. В 2006 г. он получил Нобелевскую премию мира. Банк оказывает финансовые услуги гражданам, входящим в категорию малоимущих. Компания помогает не только преодолеть бедность, но и основать свой бизнес.
- Египетский холдинг "Секем". Это многопрофильная компания, начавшая свою деятельность со снижения применения на хлопковых полях пестицидов. Со временем на базе предприятия были открыты медицинский центр, школы, университет, центр образования для взрослых.
- Офтальмологическая больница "Аравинд" (Индия). Клиника предоставляет профильные услуги бедным гражданам.
- Британский фонд UnLtd. Он был основан семью некоммерческими организациями. Фонд предоставляет гражданам гранты и оказывает практическую поддержку в виде разнообразных тренингов.

Российские компании

В РФ наиболее существенным можно назвать вклад фонда "Наше будущее". Его основал совладелец и президент компании "ЛУКойл" В. Алекперов. Фонд оказывает информационную, финансовую и консультационную помощь социальным предпринимателям, организовывает конкурсы проектов, осуществляет анализ эффективности поддерживаемых предприятий по конкретным показателям. Кроме "Нашего будущего", стоит отметить "Школу фермеров" в Пермском крае, мастерскую "Веселый войлок", действующую при Женском обществе в Рыбинске, салон бытового обслуживания "Березень" в Туле, ООО "Доспехи" в Москве, научно-социальный центр в Екатеринбурге "Эльфо", общественное объединение "Забота" в Нижнем Новгороде, фонд "Надежда" в Санкт-Петербурге. В 2010 г. в нормативные акты Минэкономразвития было официально включено понятие "социальное предпринимательство". За счет этого к данному общественному явлению начали проявлять больше внимания региональные власти. Активнее стали развиваться образовательные учреждения. Среди них, например, можно выделить новосибирскую школу "Территория развития".

Заключение

Социальная проблема, на решение которой направлены действия предпринимателя, является отправной точкой его бизнеса. Если не будет актуального вопроса, требующего вмешательства, то и не будет специальной работы. Будет существовать обычное предприятие с традиционными целями. Социальное предпринимательство представляет собой баланс общественных задач и бизнес-составляющей. Здесь деньги являются не целью, а средством, позволяющим не только решать проблемы, но и оставаться независимым от постоянных инвестиций со стороны. С точки зрения мировой истории социальное предпринимательство считается явлением довольно молодым. За рубежом оно существует чуть более 30 лет, а в России – около 10. Тем не менее, несмотря на это, социальные предприятия сегодня стоят в одном ряду с благотворительностью, некоммерческими инициативами, корпоративной ответственностью. На правительственном уровне прорабатываются проекты нормативных актов, в которых был бы четко описан механизм взаимодействия предприятий, решающих общественные проблемы, с гражданами и госструктурами. Сегодня социальное предпринимательство основывается на общих правилах хозяйствования. При этом компании постоянно внедряют инновационные методы работы. Несомненно, этот сектор должен расширяться.